Warning: The use statement with non-compound name 'RexFramework' has no effect in /home/users/fatal/brouzerki.ru/rexframework/system/core/RexRunner.class.php on line 3
Значение игры в жизни детей - все подробности. Особенности Значение игры в жизни детей, основная информация

Значение игры в жизни детей

Игра – занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта и т.п.

Существует множество классификаций игр по различным критериям и признакам. Игры бывают разные: детские, взрослые, мужские, женские, командные, одиночные, весенние, зимние. А еще в доме, на улице, шумные, полезные, тихие, вредные, развлекательные, ролевые, спортивные, интеллектуальные, логические, приуроченные к определенным праздникам (Рождество, Святки и другие) .

Игра помогает детям познавать окружающий мир. Во время игр дети постигают нормы поведения и представления об окружающем мире, место человека в нем, они проводят исследования и совершают открытия, проверяют теории, познают формы, пространственные соотношения и цвета, изучают причинно-следственные связи, общественные роли, фамильные ценности . В игре ребенок может быть ученым, родителем, стрелком, рабочим, конструктором, танцором, музыкантом, пастухом.

Игра развивает самоуважение. Дети обычно играют в то, что у них хорошо получается, и иногда достигают в собственных глазах успеха. Шансы на успех повышает то, что в процессе игры они сами создают правила. Ребята пробуют и терпят неудачу, затем снова пробуют, но не чувствуют при этом никакой неловкости .

Игра развивает искусство общения. Она объединяет участников, между ними возникают определенные отношения, которые сохраняются и после того как закончилась игра. Дети, начиная играть со своими сверстниками, постепенно учатся общаться, ждать своей очереди, отстаивать свои права и заботиться о правах других. Игра с родителями тоже развивает искусство общения. Исследования показывают, что дети, с которыми играли их родители, лучше адаптируются в обществе. Например, иногда папа садится играть со мной или братом в какую либо игру и если я или мой брат – Женя, начинает хитрить и обманывать, папа встает и говорит, что он с такими непорядочными и хитрыми детьми дела не имеет. Мы с Женей его начинаем уговаривать и извиняться. Вот и получается, что игра на самом деле учит уважению партнера, учит быть честным и порядочным, учит с честью и достоинством достигать победы.

Игра помогает подросткам управлять своими чувствами, содействует обогащению их нравственного опыта. В соревновательной деятельности ребята учатся вежливому, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своими чувствами и своим поведением в коллективе ровесников. Необходимость подчиняться правилам дисциплинирует детей, развивает у них самостоятельность.

Игра позволяет детям почувствовать себя старше своего возраста. Все, что ребенок не может делать в настоящей жизни, он может делать в игре. Быть мамой или папой, полицейским, доктором, водить машину, летать на самолете, читать книгу. Строить высокие здания и перепрыгивать через них. Прокладывать сложные дороги и руководить движением. Такое могущество не только радует ребенка, но и формирует у него чувство собственного достоинства, дает возможность познать окружающий мир и почувствовать себя взрослым .

Игра стимулирует воображение и творчество. Строит ребенок замок из песка или гараж из обувной коробки, кормит ли мишку из бутылочки или ставит тарелочку с «мясом» перед куклой, надевает ли на себя мамину или папину одежду – все это помогает ему расширить границы собственного мира и познать радость творчества .

Игра совершенствует интеллект и любознательность. Во многих играх используется инвентарь, который необходимо изготовить самому. Наверное, каждый ребенок гордится способностью самостоятельно изготовить лук, биту, пистолет, причем сделать их такими, каких нет у других детей. Это развивает в ребенке не только интеллектуальные качества, но и понимание того, что данный предмет будет применяться в той или иной игровой ситуации. И чем сложнее игра, тем интересней и изобретательней становятся дети . Например, мне очень нравиться самому разработать игровое поле и придумать к нему правила, да такие, чтобы мы с друзьями играли бы в эту игру часами.

Игра так же совершенствует правильную координацию действий. Ребенок строит башню из кубиков, складывает картинку, мнет пластилин, рисует, и эти занятия развивают у него тонкие движения пальцев, улучшают согласованность зрения и движения рук. Активные игры – ходьба, бег, прыжки, лазание, приседания, катание на велосипеде, качание на качелях, броски, толкание – развивают ловкость, силу, закладывают фундамент для будущего активного образа жизни.

Движения на свежем воздухе – эффективное средство закаливания детей. Меняющаяся игровая ситуация развивает физические качества и навыки детей: быстроту реакции, равновесие, выносливость, пространственную ориентацию, глазомер .

Ориентация на победу в игре заставляет детей учиться преодолевать трудности и боль, быть терпеливым, учиться выдержке. Командная сплоченность для победы над воображаемым противником воспитывает в детях чувство коллективизма и взаимопомощи. Игры раскрывают индивидуальные способности каждого ребенка, позволяют ему творчески самовыражаться .

В традиционном русском обществе детским играм отводилось значительное место, так как их основная цель была подготовить детей к взрослой жизни. В игре осваивались выработанные веками правила и законы жизни, развивалась эмоциональная привязанность к принятому образу существования, дети приобщались к жизни своей деревни и общины. Зачастую игры моделировали различные социальные, общественные, семейные ситуации, которые ребенок учился разрешать. В игре дети впервые овладевали трудовыми навыками, при этом ребенок осваивал ту роль, которую в будущем займет в семье и общине .

Получается что, в конечном счете, игра способствует воспитанию личности в целом.

Отношения к игре у учащихся

Учитывая важность игры для развития ребенка, меня порадовал ответ на вопрос моей анкеты: «Нравится ли вам играть?» Как оказалось абсолютному большинству учащихся лицея нравиться игровая деятельность .

В игре вещи такие, какими хочется их видеть, да и сам ребенок может быть то одним, то другим. Играя, он волен делать то, что в реальной жизни еще не рискует. При этом выплескивается его собственный опыт: радости и разочарования, страхи и ощущение уверенности в себе, агрессивность и любовь, привязанности, заблуждения и правота. В игре ребенок вновь и вновь переживает эти чувства и постепенно, шаг за шагом учится управлять ими, а значит, решает свои проблемы. Таким образом, в игре не только удовлетворяются различные потребности, но и снимается накопившееся напряжение, учащиеся лицея получают хорошее настроение, радость, веселье . И, самое главное, игра приносит двойное удовольствие: от игры самой по себе и от совершенствования своих умений и навыков .

Игра это напряженная, состязательная, конкурентная деятельность, которая очень часто проводится между командами, а в команде всегда есть лидер. Большинству мальчиков и девочек 10 – 14 лет нравиться быть лидером в командной игре, но есть и немалое количество тех, кому быть лидером не нравиться . Наверное, это те дети, которые не гуляют на улице и не знают, что это такое, быть лидером в игре .

В современном мире компьютерные игры набирают все большую силу. Поколение моих родителей не имело компьютера, и они умудрялись гулять на улице с утра до позднего вечера. Сегодня, у современных подростков, на первом месте по популярности стоят компьютерные игры . В компьютерном варианте могут быть воспроизведены все игры, в которые играет или играло человечество: варианты спортивных игр, логические, интеллектуальные, «боевые», игры-путешествия по лабиринтам, ролевые, развлекательные.

У подростков, которые играют в компьютерные игры, лучше развиты сообразительность и воображение. Компьютерные игры способствуют быстрому накоплению знаний о технических устройствах вообще, увеличивают частоту вступления в социальные контакты, формируя тем самым коммуникативные навыки. Занятия с компьютером усиливают ожидание успеха и веру в собственные способности, помогают становлению их личности. Однако в то же время установлено, что неумеренное использование компьютерных игр развивает чувство мнимого превосходства над окружающими, приводит к неспособности переключаться на другие развлечения, к более сильному физиологическому возбуждению и большему количеству агрессивных мыслей по сравнению с большинством тех, кто не злоупотребляет компьютерными играми. Также, у детей долго сидящих за компьютером, может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Долгое сидение перед компьютером без движения приносит детям большой вред .

На втором месте по популярности оказались подвижные и спортивные игры . Эти игры приносят только пользу. Они полезны для здоровья и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. Подвижные игры требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений. Поэтому они отлично закаляют тело и душу. А главное, они приносят радость и массу положительных впечатлений.

На последнем месте по популярности среди учащихся лицея оказались ролевые игры . Ролевым играм присущ двойственный символический характер. В игре действует принцип «как будто». Например, играющий мальчик одновременно и «шофер автомобиля» и ребенок на стуле. При этом не только ребенок символизирует деятельность взрослого шофера, но и сам стул становится символом, заменяющим автомобиль из мира взрослого. Ребенок, хотя и относится к своей роли вполне серьезно, в то же время одновременно и верит, что он шофер, и не верит, понимая, что это «понарошку». Однако значение в развитии личности ребенка ролевые игры имеют большое. Они связаны не только с отдыхом и тренировкой, но и способны воссоздавать конфликтные отношения взрослых, решение которых в практической сфере или затруднено или невозможно. Игра выступает, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Большую роль в жизни детей играют подвижные уличные игры, ведь – они залог здоровья. По мнению медицинских работников, для того чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23 – 30 тыс. шагов. Анализ результатов моего анкетирования показал, что в рабочий день после школы подростки либо вообще не выходят на улицу, либо гуляют до 2 или до 5 часов. Наверное, не зря медики говорят о том, что болезнь XXI века – гиподинамия (малоподвижность) , ведь популярными среди учеников являются компьютерные игры и в рабочий день очень большое количество детей не гуляет или гуляет мало. Я думаю, что это связано еще и с тем, что много задают в школе, да и большинство посещают кружки или факультативы и времени, чтобы погулять не остается. Но игра дает такой положительный заряд энергии , что я уверен, дети никогда не откажутся от нее, и как только дается возможность, они с радостью будут играть. Это подтверждают ответы на 15 вопрос анкеты: «Сколько времени в выходной день вы играете на улице?». Большинство учащихся гуляют весь день, полдня или до 2 – 7 часов . Но нашлись и такие дети, которые не гуляют на улице даже в выходной день . Очень хочется, чтобы таких детей не становилось больше.

Игры родителей

Мой папа очень много мне рассказывал о своем самом радостном и веселом детстве. У него не было игровых приставок, компьютеров, 165 каналов спутникового телевидения, компакт дисков, сотовых телефонов, Интернета. По его словам у него было не просто детство, а веселая карусель. И это еще и у них не было таких игрушек, как сейчас продают в магазинах. Родители рассказывали, что игрушки они себе делали сами. Мама из спичечных коробков делала мебель для пупсиков, а папин друг делал трактор из катушки от ниток. «Брали катушку из под ниток, нарезали ножичком зубья, вовнутрь вставляли резинку от бигудей, с одной стороны делался маленький надрез, чтобы спичка не проскальзывала, а с другой вставлялась длинная палочка, которая и накручивалась по часовой стрелке (заводилась). Ну, а потом отпускаешь на пол. Гоняли эти трактора обалденно. Да еще сторона под длинной палочкой смазывалась мылом, чтобы лучше скользила». А еще как оказалось первый проводной телефон, изобрел, ни какой-то там дяденька Попов, а мой папа с его друзьями. «Бралось две спичечных коробочки, выбрасывались из них спички. Бралась внутренняя часть, прокалывалась гвоздиком по серединке. Внутрь продевалась нитка, завязывался узелок, и двое общающихся расходились метров на двадцать. Слышимость была, как будто стояли оба рядом».

Мне нужен был пистолет, я пошел его купил в магазине. А вот мой папа сам делал пистолеты из дерева, а еще подводное оружие, рогатки, луки, самострелы, воздушки (ружье, которое стреляет воздухом). «Причем все это реально стреляло. Например, воздушка стреляла картошкой или пластелином, лук стрелами». Папа купил мне арбалет, и когда я потерял все стрелы, то взял из дома старые фломастеры и стал стрелять ими, а папа говорит: «Это разве стрелы, вырежи лучше их из орешника или сведины (куст), да еще и наконечник приделай». Я понятия не имею, что за орешник и где он растет и из чего наконечники делают. Это ли не чудо изобретательства и мастерства? Да мои родители просто гении и мастера в одном лице.

Самая любимая игра моего папы во дворе была игра в Чижа. Для этой игры нужно прямоугольное поле, размер которого выбирается игроками. «Также нужна была бита и «чиж». Бита – это палка длиной 80 – 100 см. (все зависит от удобства для игроков). «Чиж» – маленькая палка, диаметром 2 – 3 см и длиной около 25 см. Помню, что надо было бить маленькую палку, поставленную на два кирпича (Базу) битой. Ну, а народ ловил в руки или старался отбить ногой назад, пока палочка в движении летела обратно к ударяющему игроку. Если Чиж пойман, то с того же места игрок в поле должен был сбить большую палку на кирпичах, которую туда устанавливал бьющий или бросить свою палку (Чижа) между кирпичей. Это называлось, сделать «лодочку». Если удавалось сделать «лодочку», то команда, находящаяся в поле, зарабатывала 50 очков дополнительно и менялась местами с той командой, которая била. Если же не удалось поймать, то бьющий игрок мерил расстояние до ударенной палочки и считал десятками до определенной суммы. Еще и бить надо было последовательно, сначала с кирпичей, потом на весу, в разной последовательности, и за все давались очки. Выигрывала та команда, которая первая наберет необходимую сумму очков, счет шел до 1000 очков. Мне нравилось бить в конце, когда ставишь палочку на биту, подбрасываешь и бьешь. И еще просто подбрасываешь и бьешь».

Вообще жизнь во дворе была очень разнообразной. Это и шалаши, которые папа с друзьями перестроил великое множество и войны, в которых не погиб ни один мальчишка, и тачки, и казаки-разбойники. «Мы играли в кучу игр: «Клеек», «Бешенный», «Цоки», «Море волнуется раз», «Жмурки», «Съедобное – Несъедобное», «Испорченный телефон», «Вышибала», «Колечко», «На высоком не ловить», «Ножички», «Классики», «Апанас», «Пионербол», «Гуси-Лебеди», «Слон», «Часики», «Краски (Монах)», «День-Ночь», «Земелька» и много других игр. Мастерили тачки из досок и подшипников. Подшипники находили либо на вторчермете (городская свалка металлолома), либо на морской свалке по улице Гагарина. Приделывалось к доскам три подшипника, руль, тормоз и вперед с горки наперегонки. Потом были и гонки на великах, вернее догонялки. Причем велосипеды мы собирали самостоятельно, а запчасти брали на вторчермете». Наверно поэтому мой папа может сделать все, что угодно и любую вещь починить.

Моя бабушка рассказывала, как она играла в скакалки, классики, «Испорченный телефон», «Козел», «Третий лишний», «Городки», «Круговое лото», «Лапта», «Чехарда». А еще она собирала фантики, так же как и моя мама. Мама мне рассказала, во что они играли с фантиками. Игра называлась «Клад»: «Мы делились на две команды. Одна команда раскапывала ямку небольшую, ложили фантики, сверху стекло, засыпали землей и как-то помечали эту ямку. Затем рисовали план двора, на котором отмечали место «клада». Другая команда должна была по этому плану найти наш «клад». Если она находила, то выигрывала. Но так интересно было: раскапываешь землю, а там цветная красота. Действительно, как клад».

Об очень многих играх я узнал от своих папы, мамы и бабушки и попросил их описать. Вот самые распространенные:

Клек: «Рисовался квадрат, по центру ставилась банка (Клека). Все выстраивались в ряд на 1-й линии и бросали свои биты (палки) подальше, соответственно проигрывал тот, кто бросил палку ближе всех, тому и водить. В центр квадрата ставилась банка и каждый, кто бросал, должен был попасть в нее, а тот, кто водит – не дать палке улететь далеко. Обычно он стоял сбоку от квадрата с банкой (Клека), поставив свою палку вертикально, и ждал, что об нее ударится чья-то палка. Но вообще-то это было опасно для здоровья, потому что, палки выбирали не маленькие. Если промазал, то бросивший подходил к передней линии и ждал, пока кто-либо не собьет банку. Если же кто-то сбивал, то все бьющие устремлялись за своими битами и бежали обратно в поле для броска. Кто успевал, тот переходил на следующую линию и бросал уже с нее. Если же водила успевал поставить банку на место, то все останавливались там, где их застал данный момент. Если последующий игрок сбивал банку, то проще было вернуться назад, бежать-то приходилось в одну сторону. Если палки упали крест-накрест, то игроки перекидывают палки. Когда же все бросили биты, и банка осталась стоять, водила должен сказать фразу «Клеек запечатан» и начинает сбивать банку любой битой из находящихся за чертой. Чей попадет по банке тот и водит в следующем периоде. В конце же игры побеждает тот, кто дошел до последней черты и распечатал конверт: обозначаешь концом палки четыре угла и со всей силы бьешь по Клеку. УРА! Игра закончена, все чествуют победителя».

Бешенный: «Рисовался на асфальте большой квадрат, внутри него два поля, в каждое из которых помещалась команда соперников. Правила игры заключались в том, чтобы команда смогла вся до последнего игрока покинуть поле, выбежав наружу. Противная команда старалась по пути бегства либо вытолкнуть конкурента наружу за квадрат, либо затянуть его на свое поле. И в том и в другом случае команда, потерявшая одного из игроков, проигрывала».

Цоки: «Игра в пробки. В любой точке ставилась стопочка пробок. Разные пробки считались за разное количество. От лимонада и советского пива были простые, а пробки от импортного пива ценились за две за три простых. Пробка от пепси шла за две простых. Пробки тщательно расплющивались молотком. Зачастую просто ложились на рельсы под поезд и расплющивались в тонкую пластинку. Делалось это для того, чтобы ее нельзя было взять. Смысл игры заключался в том, что все игроки выставляли пробки в стопочку и затем бросали по ней своей битой. Все пробки забирал тот игрок, который попадал в башеньку пробок и разбивал ее, но если последующий игрок попадал своей битой хоть в одну пробку, лежащую на асфальте, пожар считался потушенным и все перебрасывали. Старались попасть поближе к кучке пробок. Первым разбивал кучу тот, чья бита лежала ближе всего к стопочке. В качестве бит обычно использовали гаечные ключи, потому что при помощи рожек можно было легко взять пробку. Бьешь по краешку пробки ключиком, если перевернулась – твоя, если нет, удар делает следующий игрок. Конечно же, сложнее всего брались пробки из-под поезда».

Описание классической игры Казаки-Разбойники я нашел в книге: Для игры нужно было собрать достаточно большую компанию (не меньше 6 человек, лучше гораздо больше). Дальше все делились на две команды («казаки» и «разбойники»),  желательно было выбрать заодно и атаманов. Все вместе договариваемся, в пределах какой площади можно прятаться и играть (двор, два двора, пара подъездов или вся улица). «Разбойники» совещаются и загадывают секретное слово (пароль-фразу).

Дальше «казаки» отходят в сторонку (так чтобы не видеть «разбойников» и их передвижения), лучше всего было спрятаться в подъезде или за углом дома.

«Разбойники» в это время рисовали мелом на асфальте круг (обозначая «начало движения») и дальше от него стрелочки по направлению своего движения.

Рисовать стрелочки можно было на асфальте, стенах дома, бордюрах, деревьях, скамейках, и куда еще руки дотянутся. Как правило, сначала бежали и рисовали стрелочки все вместе, а в конце разбегались по разным закоулкам. Чем быстрей бежишь и рисуешь – тем больше шансов спрятаться так, чтобы не нашли. Для того чтобы запутать и усложнить игру «казакам», стрелочки ставились сразу в нескольких направлениях, еще «обманные» стрелки, стрелки на достаточно больших расстояниях или мелкие в слабозаметном месте. Время на прятанье «разбойников» оговаривалось заранее, но обычно это не меньше 15-20 минут («казаки» в это время развлекали себя другими играми и искали и обустраивали «темницу», куда приводили потом пойманных разбойников). Темницу тоже надо было обустроить – начертить или указать палками-камнями четкие границы, попытаться ее защитить максимально от посторонних глаз. А после – самое интересное. «Казаки»  искали «разбойников», ориентируясь на нарисованные стрелочки (часть из них заводила в тупик). Когда «разбойника» находили, его нужно было для начала поймать (запятнать) –он имел право убегать от казаков. Если его запятнали, брали за рукав (или руку) – он уже не имел права сопротивляться, и его вели к «темнице». Если по дороге по любым причинам казак выпустил руку разбойника, то он считался свободным и мог убегать снова. Приведя одного пойманного разбойника в темницу, казак оставался его там сторожить. Разбойника можно было «пытать» (самый распространенный вид пыток – щекотка, вовсю использовались кидание насекомых в девчонок или выкручивание рук).  Остальные в это время шли дальше искать. «Казаки» считались победителями, если они выведывали пароль, либо если отыскивали и доставляли в «тюрьму» всех разбойников. 

Разбойники могли выручать друг друга – например, «нападать» на темницу, хватать охранника, и пока они его держат, пленные могли разбегаться. Казак, конечно, тут же звал на помощь (не всегда это ему удавалось, предусмотрительные разбойники старались вовремя прикрыть ему рот) .

Папаина игра в казаки-разбойники несколько отличалась от классической: «Наша игра состояла в следующем. Рисовали бумажки с цифрами, например от 500 до 1000 через 100 в двух экземплярах. На одном комплекте рисовались звездочки («Казаки»), а на втором немецкие кресты («Разбойники») и раздавались игрокам втемную. Потом объединялись игроки в команды по 5 человек и одна убегала от другой, рисуя на земле или других предметах стрелки мелом. Игроки могли разделиться и рисовать стрелки в разных направлениях, чтобы запутать команду «Казаков». В конечном итоге одна команда должна была прятаться, а другая находить ее. Соответственно «казак», поймав «разбойника», предъявлял свою бумажку и тот, кто имел меньшие цифры, оказывался убит. Побеждала та команда, у которой в конце игры оказывалось больше живых людей. Прикольно так, начинаешь убегать, имея на руках тысячную бумажку, делаешь вид, что все сил нет, типа сдаюсь, а на самом деле бах и убил догоняющего. Короче блефовали, как могли. Но тому кто, например, имел цифру 500 – была дана команда выжить любой ценой, прячась в самых укромных местах».

И еще о многих разных разнообразных играх рассказали мне папа, мама и бабушка. Оказалось наши родители, бабушки и дедушки в своем детстве проводили много времени играя в различные игры. К сожалению, большинство учеников не знают игр своих родителей и бабушек, дедушек , правда игры пап и мам мы знаем лучше. Меня порадовал ответ на вопрос 11 моей анкеты, ведь как выяснилось, большинство ребят хотели бы узнать новые игры и попытаться в них поиграть . Вот и надо порасспрашивать своих бабушек, дедушек, пап и мам о тех играх, в которые они играли и самим попробовать в них поиграть. Тем более, что многие ученики готовы принять участие взрослых в организации и проведении игр , да и родители у многих подростков нормально, положительно относятся к играм своих детей во дворе . Меня удивило, что есть такие родители, которые равнодушно или плохо относятся к играм своих детей во дворе .

Сравнивая игры поколения родителей и моего поколения, я увидел, что в играх моего поколения нет такого разнообразия. На вопрос анкеты: «Какие уличные игры вам известны?» ученики ответили так: мальчики на первое место поставили футбол, девочки – прятки и догонялки, на втором месте у мальчиков и девочек 10 – 12 лет – догонялки, у мальчиков 13 – 14 лет – баскетбол, а у девочек – прятки, на третьем месте у мальчиков – баскетбол и стритбол, у девочек – футбол. Получается, что популярными оказались игры, в которые играют разные поколения ребят, в том числе волейбол, пионербол, казаки-разбойники . Очень мало детей играет в такие игры своих родителей, как классики, резинки, салочки, выбивной, бадминтон, «Море волнуется», «Войнушка». Многие дети не знают, какие игры родителей похожи на те, в которые играют они сейчас, а если и называли игры, то это были футбол, догонялки, казаки-разбойники и карты .

Однако все-таки разнообразие в играх ребят моего поколения есть . Мои родители были удивлены этим разнообразием, из списка уличных игр моих сверстников 16 игр папа не знает, и он сказал, что «не все еще потеряно в вашем поколении». Но, к сожалению, в эти 16 игр играют только единицы.