Образ пиковой дамы

«Моя «Пиковая Дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза…». По этим словам сразу понятно, что речь пойдет о повести Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама», написанной осенью 1833 года в Болдино. Но доподлинно это неизвестно, так как рукопись была утеряна и многие учёные – исследователи до сих пор спорят на эту тему.

Многие герои, как и завязка сюжета, не вымышлены. Повесть написана в ироническом ключе. В ней А. С. Пушкин показывает общество, свойственное тому времени. Как тема карточной игры была близка писателю, так как он сам проводил много времени за игрой в карты, так и тема мистики (Пушкин был членом масонского общества).

Мир «Пиковой дамы» загадочен и хранит много тайн. «В повести Пушкина всего двадцать пять страниц, а потому каждое слово, как и в поэзии, несёт за собой большую нагрузку, каждая фраза имеет глубокий ассоциативный смысл».

Известно, что «Пиковая дама» выделяется широким использованием образов-символов, которые играют как композиционную, так и смыслообразующую роль.

А.Ф. Лосев подчеркивал, что “чистая художественная образность, свободная от всякой символики, по-видимому, даже и совсем невозможна”. Художественный образ изначально заключает в себе “готовность” превращаться в символ: “стать символом – значит приобрести определяющую жизнь человека функцию, властно диктующую выбор жизненных путей и моделей поведения”.

Чтобы это понять, обратимся к символике «Пиковой дамы» и определим ту роль, которую образы-символы играют в произведении.

Главный герой повести – Германн. Его образ раскрывается по ходу чтения произведения.

«Германн немец: он расчетлив, вот и всё»! – замечает Томский в начале повести. Расчётливость и не отрицательное и не положительное качество человека. Я считаю, что здесь этот эпитет имеет ироническую окраску.

Во второй главе сам автор даёт небольшое описание личности героя: он имел сильные страсти и огненное воображение…. Так, например, будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки». Эти два предложения полностью раскрывают внутренний мир Германна.

Человеку, у которого за все действия отвечает разум, очень плохо живётся в этом мире, где у людей за большую часть действий отвечает сердце. Герою повести сложно контролировать свои страсти и воображение, рано или поздно они бы всё равно вырвались на свободу.

Это и есть понятие судьбы. Не анекдот о трёх картах, так что-то другое бы заставило Германа потерять деньги, играя в карты.

Пушкин пишет о Германне «в душе игрок», игра – стиль поведения Германна. Он уже сошёл с ума, только невменяемый человек может сидеть за игрой в карты ночами, но не брать ни одной в руки. Для героя игра стала нормой жизни, он уже не может жить без игры.

«На его совести по крайне мере три злодейства», - говорит Томский Лизавете Ивановне. Три злодейства – это ложь (Германн использовал Лизавету Ивановну, чтобы пробраться в дом графини), клятвопреступление (несоблюдение условия договора с графиней), смерть Анны Федотовны.

Дальше появляются символические образы, которые связаны с образом Германна.

«Германн трепетал, как тигр, ожидая назначенного времени». Тигр олицетворение мужественности, но тигры не могут трепетать, могут трепетать только бабочки. Тигр – снаружи, бабочка – внутри. Описывая главного героя, Пушкин использует оксюморон. Он подчёркивает, каков Германн внутри и снаружи.

Действие происходит зимой, в это время природа спит. Во время сна мы не можем трезво соображать, оценивать ситуацию. В повести ум Германна засыпает, а пробуждается подсознание, которое жаждет играть и выигрывать в карты.

В «Пиковой даме» важную роль играет свет, это хорошо показывает тот эпизод, когда Германн идёт на свидание. Чем дальше герой идёт к намеченной цели, тем меньше у него шансов на то, что он спасётся. Когда Германн входит в сени, они полностью освещены, затем он оказывается в передней – «лампа слабо освещала…», а кабинет и вовсе был темен. Темным, как замыслы Германна.

Погода в момент, когда Германн пришел к Лизе, «была ужасная»: «Ветер выл…» Ветер – это божественный посланник, а раз он воет, то он предупреждает об опасности, о том, что если герой повести не откажется от задуманного, то случится беда.

«Мокрый снег падал хлопьями». Снег означает холод. А таяние снега символизирует смягчение твердости или черствости сердца. Это не случайно, ведь Германн шел на свидание к девушке, которая была ему не безразлична, но он её не любил, а значит и не был готов ради неё на всё. Потом Пушкин пишет, «он окаменел», мы думаем, что речь идёт о Германне, но самом деле речь идёт о его сердце, именно оно окаменело и больше никогда не испытает любви.

Все это уже говорило об ужасной трагедии, которая вскоре произойдет в доме.

Начиная читать «Пиковую даму», мы погружаемся в мир чисел. Тройки, семёрки и другие числа преследуют нас походу чтения произведения. Уже в первом предложении автор указывает точное время: «…сели ужинать в пятом часу утра».

Тройка и семерка, одни из главных чисел повести, всегда считались магическими числами. Конечно, это хорошо было известно Пушкину. Кроме того, при произнесении этих чисел можно уловить особый магический ритм, этот эффект еще больше воздействует на читателя и главного героя.

Фраза «тройка, семёрка, туз» как колдовское заклинание, а, как известно, колдовские заклинания в большинстве случаев связаны с темными потусторонними силами, с дьяволом, следовательно, не случайно автор повести называет Германна Мефистофелем.

Тройка – внутренняя природа человека, состоящая из духа, души, тела. Неслучайно графическим символом тройки является трезубец, зубцы которого символизируют равновесие между принципами «повинуйся» и «сопротивляйся». А.С. Пушкину это было хорошо известно, автор словно подсказывает Германну, «повинуйся», повинуйся своим желаниям, но «сопротивляйся» влиянию дьявольских сил. Выбирай путь, который ты хочешь сам, но, чтобы достичь цели, не используй непроверенных методов, не вступай на скользкий путь.

Семь – число, знаменующее конец одного цикла и начала другого, также паузу. В тексте это пауза между выигрышами и проигрышем, нормальной жизнью и безумием. Автор предоставляет герою сделать выбор: выполнить все условия договора с графиней (жениться на Елизавете Ивановне) или не выполнить требования и потерять всё, включая разум, счастье, жизнь…

Ещё одним символическим в произведении является двойка. Два – двойственность мира, да или нет, добро и зло. А ещё выбор героя между счастьем, любовью и призрачными надеждами на выигрыш. Число два – это всегда противоборство, сила, порождающая всё парное. А.С. Пушкин показывает, что не нужно бросаться из одной крайности в другую, нужно плавно переходить от одного к другому.

Важным в повести является сон Германна. Именно он уже указывает на то, что Германн проиграет. Туз во сне превращается в паука, видеть паука во сне – появление опасного врага. Германн сам стал себе врагом. Он был слишком самоуверенным, думая, что смог обмануть графиню. Паук у многих народов имеет разное толкование, но все они как-то связаны с понятием судьбы. Паук соединяет временное с вечным. Паутина паука – это тонкая граница между разумом и безумием в произведении. И граница, как и нить паутины, может легко оборваться…

Особняком в «Пиковой даме» стоит образ графини. Графиня – героиня повести, но это только с одной стороны, а с другой стороны графиня тоже символ, следовательно, её образ можно подвергнуть трактовке. У многих народов старуха - символ смерти. Но также старуха и символ судьбы. Не случайно, когда человек умирал, говорили: от судьбы не уйдешь, а судьба в этом случае именно безобразная старуха «с косой в руке».

В древней Греции верили, что нить судьбу плетёт, отмеряет и отрезает каждая из трёх мойр, так графиня похожа на ту мойру, которая отмеряет, сколько человеку жить. Она отмерила жизнь Германна.

Известный культуролог А. Генис рассмотрел образ графини в контексте творчества самого Пушкина. Так, он, в частности, указал на связь «Пиковой дамы» со «Сказкой о золотой рыбке»: «Оба сочинения – плоды одной и той же болдинской осени. Как разнополые близнецы, они решают одну и ту же тему: несовместимость игры и жизни, хаоса и порядка, прибыли и прихоти, золота и человека. Подчёркивая тайную связь двух своих сочинений, Пушкин завершает их одним финалом. Две персонификации судьбы, принявшие одинаково нечеловеческое обличие, схожи если не формой, то мастью. Графиня тоже носит золотую чешую, во всяком случае Германну она является в «жёлтом платье, шитом серебром», «шевеля отвислыми губами», подобно золотому карпу, беззвучно открывающему рот. Но главное, что в «Пиковой даме» графиня, как золотая рыбка, всё даёт и всё отбирает, оставляя героя у разбитого корыта в 17-номере Обуховской больницы».

Таким образом, образы-символы в повести А. Пушкина «Пиковая дама» выполняют ряд важных функций: они выявляют мифологический и метафорический контексты произведения, служат средством образной характеристики главного героя, выражают авторские оценки, придают повествованию о частной жизни человека универсальный – общечеловеческий – смысл.

Повесть А. Пушкина «Пиковая дама» во многом строится как “текст в тексте”, предвосхищая последующие открытия русской прозы. Ю. М. Лотман писал: “В символе всегда есть что-то архаическое. Каждая культура нуждается в пласте текстов, выполняющих функцию архаики … символы образуют символическое ядро культуры, и именно насыщенность ими позволяет судить о символизирующей или десимволизирующей ориентации культуры в целом”.