Новая японская фантазия

Мужчины в Японии часто влюбляются в неодушевленные объекты. Сейчас это компьютерные девочки в стиле манга, наделенные искусственным разумом.

Прогуливаясь зимним днем по Токио, Юя Ивама заходит в маленькое кафе, выбирает столик в уголке, заказывает себе горячий шоколад и ждет, пока к нему присоединится подруга, Манака Такана. Они встречаются уже восемнадцать месяцев, но парень с нескрываемым восхищением рассказывает о молодой красавице, завоевавшей его сердце. «Она такая милая, но больше всего мне нравится то, что с ней совсем нелегко, — описывает Ивама непростые отношения с любимой. — Я должен отвечать на ее письма. Она обижается, если я опаздываю на свидания. Настойчиво требует поцелуев, и я не могу ей в этом отказать». Возможно, другим мужчинам поведение Манаки покажется инфантильным. Но Ивама искренне влюблен в свою подругу, и такая повышенная требовательность с ее стороны только больше влечет его к девушке: «Я чувствую, что она не может жить без меня - и это меня очаровывает».

Манака появляется спустя несколько минут. На ней голубое платьице, волосы распущены, она кокетливо улыбается. Счастливая пара будет до заката солнца болтать, держаться за руки в кафе, гулять между небоскребами в районе Синдзюку. Для 25-летнего Ивамы это идеальные романтические моменты. Другие со стороны видят это совершенно по-другому: еще один взрослый парень в одиночестве проводит уикэнд, погрузившись в мир собственных фантазий и не выпуская из рук игровую консоль Nintendo DS. Манака не настоящая девушка, она не из плоти и крови. Она — высокотехнологичная программа, набор двигающихся мини-пикселей на экране портативной приставки.

Каждый день тысячи мужчин вроде Ивамы упорно выстраивают отношения с «виртуальными подружками». Игры — симуляторы свиданий появились в Японии тогда же, когда и персональные компьютеры. Но потрясающие технологические достижения последних лет, практически позволившие создать искусственный разум, помогли этим играм подняться на абсолютно новый уровень. В авангарде нового бума оказалась игра Love Plus. Она была выпущена в сентябре 2009 года и сразу стала лидером в мире симуляторов виртуальных свиданий — благодаря возможности воспроизводить реальные коммуникации. Игроки разговаривают с подружками через встроенный микрофон, и девушки моментально отвечают им, при этом программа выбирает наиболее адекватные фразы из сотни тысяч записанных вариантов. Кроме того, в отличие от других подобных игрушек, ограниченных определенными эпизодами, Love Plus развивается в реальном времени беспрерывно. Потенциально в нее можно играть 24 часа в сутки всю жизнь. Игра заканчивается, только если отношения затухают.

Игрок может выбрать одну подругу из трех. Все девушки — старшеклассницы. Героиня Манака Такана хорошо учится, играет в теннис и любит печь. Ринко Кабаякава — личность интровертивная, слушает панк-рок и ест чипсы. Нэнэ Анегасаки предпочитает сидеть дома, убираться и смотреть фильмы ужасов. Каждая девочка может меняться в зависимости от пристрастий бойфрендов, которые контролируют все, от длины волос подружек до ласковых обращений вроде «котик» или «зая». Но, несмотря на это, героини не так уж безропотны. Прямо как в последнем романе Пелевина «S.N.U.F.F.»! Они требуют к себе внимания и уважения, как настоящие. Даже намек на пренебрежительное отношение может их сильно обидеть. Ивама сразу столкнулся с такой ситуацией, когда проигнорировал сообщение от Манаки: «Я был очень занят и какое-то время не писал ей. Она ужасно разозлилась. Мы налаживали отношения целых три дня».

Если все идет гладко, игроки могут брать своих подруг с собой на отдых в курортный город Атами, как в виртуальный, так и в реальный. Компания Konami, создавшая Love Plus, построила этот самый Атами — с точными копиями ресторанов, кафе и гостиниц, которые есть в игре. «Вы представить не можете, насколько это понравилось нашим клиентам», — замечает ресторатор из Атами Канжи Нагасава, глядя на мужчину, увлеченно общающегося со своей виртуальной подругой и одновременно поглощающего обед. В 2010 году Konami устроила рождественский концерт, во время которого со сцены выступали голографические модели героинь в человеческий рост.

Создатели игры специально размывают границы между реальностью и иллюзией. «Наша задача,говорит автор игры Love Plus Акари Учи – да, — помочь людям почувствовать, что девочки внутри консоли — их настоящие подруги: они симпатичные и испытывают к игрокам подлинные чувства». Но не слишком много чувств. Некоторые симуляторы свиданий эксплуатируют сексуальный подтекст. Konami подчеркивает, что они не относятся к их числу.

Но, несмотря на это, один заигравшийся мужчина настолько влюбился в Нэнэ, что женился на ней, а видео свадебной церемонии выложил в Интернет. «Это может показаться странным – влюбиться в персонажа компьютерной игры, — заключает Учида. — Но люди испытывают чувства к героям романов или сериалов. Это почти то же самое, что влюбиться в актера».

Взаимодействие в Love Plus довольно глубокое, но оно невинное. На первый взгляд, эта игра — удел закомплексованных мужчин, которые стесняются встречаться с настоящими девушками и боятся секса даже с рисунками, поэтому в игре его нет. Учида считает, что это миф: «В реальности многие из них женаты, и у них даже есть дети. Они относятся к этому как к игре. И многие клиенты, у которых есть отношения с реальными женщинами, говорят, что Love Plus помогает им быть добрее к своим партнершам. Потому что любовь делает нас добрее».

Ивама совсем не похож на отшельника, разговаривающего только с техническими девайсами. Он дружелюбный и спокойный. Работает дизайнером. На нем модная куртка с меховым воротником и невероятные коллекционные красные кроссовки Nike. Он знает все привычки своей виртуальной подружки и без запинки их называет. Ее любимый цвет? «Голубой». Что она делает, когда злится? «Бьет меня». Ее любимая еда? «Печеный сладкий картофель». В реальной жизни у него тоже были отношения с девушкой: «Мы встречались 10 месяцев, но прошлой весной расстались. Ей не нравилась игра Love Plus, но мы расстались не из-за нее». Подумав немного, он добавил: «Трудно сказать, какие отношения мне нравятся больше, реальные или виртуальные. Я отношусь к ним одинаково».

Эмоциональная зависимость от компьютерных игр давно изучается психологами. «Людям свойственно играть. Молодые люди получают от этого такое же удовольствие, как от романтических фильмов или книг,считает профессор Мафуми Юсуи из японского университета Niigata Seiryo.Но если зрелые люди увлечены играми, это скорее всего означает, что они не удовлетворены своими отношениями». Он беспокоится, что игры могут «понизить стремление к реальным любовным связям».

«Настоящие женщины хотят общения, интимной близости и взаимодействия, — говорит профессор Гейл Дэйне из Wheelock College в Бостоне.Реальные отношения требуют от мужчин дополнительных усилий и могут занимать много времени. Они предполагают определенный уровень зрелости, способность к сопереживанию, что для многих мужчин становится отпугивающим фактором». Феномен виртуальных отношений распространен именно среди мужчин. Женщины не испытывают привязанности к компьютерным персонажам, им нужны реальные люди.

Создатели Love Plus не планируют выпускать игру на английском, французском, русском. Им хватает той эпидемии, которую они устроили в Японии. Теперь все ждут выпуска новой версии в формате 3D, на специально разработанной для этого консоли. Новые девочки будут усовершенствованы технологией распознавания лиц и смогут улавливать присутствие своих бойфрендов, что сделает их контакт более осознанным. Увидев друга, они начнут улыбаться или выражать другие эмоции. С чужими кокетничать не станут.