Warning: The use statement with non-compound name 'RexFramework' has no effect in /home/users/fatal/brouzerki.ru/rexframework/system/core/RexRunner.class.php on line 3
Мотив игры в литературе - все подробности. Особенности Мотив игры в литературе, основная информация

Мотив игры в литературе

Тема карточной игры и маскарада широко представлена в русской литературе («Пиковая дама» А.С.Пушкина, «Игроки» Н.В.Гоголя, «Игрок» Ф.М.Достоевского и др.).

«Игра - особого типа модель действительности. Она воспроизводит те или иные ее стороны, переводя их на язык своих правил». Бахтинское утверждение: «В игре как бы разыгрывалась вся жизнь в миниатюре … Это наше утверждение распространяется - с некоторыми оговорками - и на образы игры у Лермонтова (" Маскарад ", "Штосс и Лугин", "Казначейша", "Фаталист"). Немецкий философ Эйген Финк рассматривает игру среди основных явлений сущности бытия, наряду со смертью, трудом, господством и любовью. Игровое понимание человеческого существования особенно актуально для X1X века, в рамках разрешения вопросов о сущности человека и смысле жизни. Именно с этих позиций мы обратились к рассмотрению драмы М.Ю.Лермонтова « Маскарад» и повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».

Характер отношения Лермонтова к действительности определяется самим названием произведения: игра. Карточная игра для Арбенина – это шулерство, таковой она и является в драме. В.И. Коровин утверждает: «Арбенин бросил вызов миропорядку, «судьбе», он надеялся силой своего интеллекта, своей воли подчинить себе «рок», «фортуну», но его субъективная цель столкнулась с игрой неизвестных ему мировых сил. Из такого развития конфликта следует, что Лермонтов написал философскую драму о трагической сущности жизни, открывшейся ему в определенный исторический момент». Трагический конец Арбенина предрешен и самим характером развивающихся событий, и натиском враждебных обстоятельств, и особенностями личности героя, его жизненной позицией.

Арбенин Евгений Александрович – один из главных героев драмы. Ранее сильный игрок в карты. Сейчас же любезнейший, женатый и богатый барин, поклявшийся больше никогда не играть в карты. В первый раз за столько лет он решился сесть за игру, чтобы помочь князю вернуть утраченную сумму денег. Деньги – главная причина игры в карты. Арбенин был лучшим игроком в своё время. Он вспомнил годы, когда также сидел и переживал, расстраивался, волновался. Сев за игру через столько лет, он выигрывает и отдаёт деньги князю. Князь берёт деньги, пытаясь отблагодарить Арбенина, но тот всячески избегает его признательности. Это может указывать нам на две стороны.

Либо, как говорил сам Арбенин, он не терпел признательности. Это показывает на то, что Арбенин ни в чём никому не был в жизни обязан, и если кому платил добром, то всё не потому, что был к нему привязан, а просто видел пользу в том. Так подружились Арбенин и князь Звездич. Но можно ли в дальнейшем назвать это дружбой? И как же Звездич благодарит своего спасителя? Он ухаживает за его женой. Зачем? Неужели он ничего не понимает? Почему продолжает настаивать на том, что Арбениной нравится его забота. Как ведет себя Арбенин в данной ситуации? Очевидно, для Арбенина игра в карты означает что-то сокровенное, может быть, являет невыразимое существо особым образом переживаемой связи с миром. Этот вопрос и выходит на первый план при осмыслении проблемы. Отсюда соотнесенность игры и маскарада.

«Игра - преисподняя света, и поскольку светская борьба в пьесе олицетворена маскарадом, игра - нижний этаж этого маскарада, его преисподняя. И вступление в круг игроков равносильно падению, отпадению»,- пишет Ю.Манн и утверждает, что игра в карты даёт выход низменному, корыстному в человеке: «Для большинства игроков, от имени которых в пьесе выступает Казарин, «деньги - царь земли», а нажива - высшая цель»

Так на первый план выходит необъяснимая связь игры в карты и любви. Необъяснимое сопряжение, принимающее неожиданный поворот в судьбе героя: у юношей, связывающих «надежды и чувства» с карточной игрой, «прежде цель была одна любовь»; «от любви они идут на погибель» - к игре. Арбенин проделал обратный путь: от игры к любви, ставшей личной катастрофой. Он любит Нину, но что-то ему мешает, что-то живёт в нём, что-то говорит ему: « Она не права, она лжёт. Будь осторожен». Типичные чувства заядлого игрока. Он привык жить по определённым правилам. Он всё сравнивает с игрой. Лермонтов убедительно показывает нам: сколько бы времени ни прошло, как бы человек ни менялся, прошлое всё равно останется в нём. Зарождение плохих привычек, действий в будущем отразится на судьбе человека.

Это приводит нас к мысли о невозможности счастья для того, кто несет в себе разрушительное начало. Ведь герой задумал подчинить себе судьбу. Он философствует, видит свой миропорядок, устанавливает свои правила, перенеся полученный опыт прежних дней, игру из-за карточного стола в жизнь. Другими словами, игрок, раз подчинившись законам казино, впустил в себя яд гордыни, каплей поразивший чистоту и целомудрие души. Как бы герой ни рвался в чистый, новый мир, как бы ни стремился забыться в объятьях любящей женщины, червоточина обозначилась в нем. Арбенин бросает вызов миропорядку в то время, когда вина лежит на нем. Погубив в себе цельность натуры, он видит зло в Нине, но не хочет понять, что зло в нем.

Арбенин все время боится своего прошлого, он все время думает, как бы уйти, как бы затмить это прошлое то любовью к Нине, то новыми чувствами. Фактически, всю свою жизнь, прожитую с Ниной, он скрывается под маской. Маской доброго, заботливого, честного мужа. Сам он понимает, что это не так.