Warning: The use statement with non-compound name 'RexFramework' has no effect in /home/users/fatal/brouzerki.ru/rexframework/system/core/RexRunner.class.php on line 3
Компьютерная зависимость в подростковом возрасте - все подробности. Особенности Компьютерная зависимость в подростковом возрасте, основная информация

Компьютерная зависимость в подростковом возрасте

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Об этом можно судить по нескольким объективно наблюдаемым факторам: активное развитие игрового компьютерного бизнеса, расширение рынка игрового программного обеспечения, увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых веб-серверов в сети Интернет. Появилась возможность создавать все более реалистичные компьютерные игры, воздействующие не только на зрительные органы, но и на слуховые, а также, не за горами, и на обонятельные и осязательные. “С каждым скачком в области компьютерных технологий растет число поклонников компьютерных игр, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами».

Существование психологической зависимости от компьютерных игр все еще вызывает сомнения у многих специалистов и самих людей, увлекающихся компьютерными играми. Однако бесспорен тот факт, что количество людей, увлекающихся нахождением в виртуальной реальности на сегодняшний день достаточно велико.

Дети и подростки целыми ночами играют в компьютерные игры и изучают Интернет, в результате чего они "попадают в психологическую зависимость от компьютера". Некоторые при этом прогуливают занятия и вымогают у сверстников деньги, необходимые для оплаты услуг интернет-клубов.

Чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст между собой " реальным" и " виртуальным", что еще больше притягивает человека к компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни, к тому же, если последняя обыденна. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки”.

Проводя слишком много времени за компьютером, дети начинают рассматривать его как важнейшую часть своей жизни. У некоторых подростков проявляются симптомы, аналогичные токсикомании. Сегодняшние подростки живут в мире мультимедиа. Это уже скорее не тинейджеры, а "скринейджеры" (от screen - экран). Проблема касается не только детей. Похоже, человечество столкнулось с новым видом наркотической зависимости - виртуальной. В Германии даже создана специальная организация помощи людям, которые слишком много времени проводят в Интернете.

В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: не сложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей.

Мы предполагали компьютерную зависимость по совокупности трех факторов, описанных как показатели компьютерной зависимости в литературе:

  • время пребывания за компьютером (все свободное время или больше его половины);
  • цель работы на компьютере (игры, развлечения);
  • сколько часов, по их мнению, может длиться непрерывная игра.

Исходя из этих критериев, была определена вероятность компьютерной зависимости у 14 человек.

На вопрос: «Что ты испытываешь во время игры на компьютере» 29% ответили – азарт, 71% - подъем настроения, 21% - отключение от реального мира. 43% опрошенных написали, что в игре их привлекает возможность посоревноваться друг с другом, стать лидером; 14% - наличие собственного мира, возможность уйти от окружающего мира и проблем, связанных с ним.

В результате длительной игры на компьютере 29% часто забывают о домашних делах, обязанностях, важных встречах, учебе и т.д.; 49% иногда забывают об этом. В результате опроса мы выяснили, что юноши и подростки, у которых была выявлена вероятность компьютерной зависимости, играют, несмотря на то, что 43% из них считают, что компьютер вредит здоровью; 36% знают это, но сомневаются и 21% ответили: «слышал, но не верю».

По результатам Опросника Айзенка среди определившихся 14-ти человек был проанализирован показатель экстраверсии-интраверсии. Было выявлено, что у 11-ти человек (79%) преобладает экстраверсия, 3 человека (21%) оказались интровертами.

Новообразования подросткового возраста - рост духа независимости, который делает отношения подростка в семье и в школе весьма напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям.

В современном обществе происходит повсеместная компьютеризация школ, а так же открытие различных Интернет-клубов. По данным нашего исследования наиболее подверженными компьютерной зависимости оказались подростки и юноши с высоким показателем экстраверсии. Таким образом, в результате исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы предположили возможную причину данного явления. В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Подростки и юноши с ярко выраженной экстраверсией наиболее общительны, чем интроверты. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение» на общение с компьютером.

Сейчас нельзя однозначно сказать есть ли необходимость жестко решать проблемы компьютерной зависимости в молодежной среде. С одной стороны подобная зависимость поглощает человека, отнимая массу времени на развитие и образование, исключая его из активного социального процесса, с другой стороны, зависимость от компьютерных игр — это явление проходящее, временное. Компьютерная зависимость отличается от курения, алкоголя, наркотиков и увлечения азартными играми тем, что в какой-то момент времени наступает насыщение компьютером. Далее человек либо занимается им профессионально, либо компьютер перестает иметь столь значимое место в его жизни. Данный вопрос остается открытым в первую очередь по той причине, что никогда не ясно, когда у человека, в частности, у игроголика, наступит момент пресыщения. Не будет ли уже поздно учиться и наверстывать? Но, к сожалению, нет никаких гарантий, что психика ребенка при подобном неоправданном эксперименте не будет повреждена.