Как играть, чтобы не проиграть

Математические игры и фокусы появились вместе с возникновением математики, как науки. Первое упоминание о математических фокусах мы встречаем в книге русского математика Леонтия Филипповича Магницкого с длинным названием “Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана и на две книги разделена…”, опубликованной в 1703 году и содержащей начала математических знаний того времени. Одна глава книги была названа автором “Об утешных некиих действах, через арифметику употребляемых”. Эта глава содержала математические игры и фокусы. Сам Магницкий пишет, что поместил эту главу в книгу для “утехи и особенно для изощрения ума учащихся”. Все мы знаем великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он был большим любителем и математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.

Математики творческого склада обычно не стыдятся своего интереса к занимательным задачам и головоломкам. Лейбниц потратил немало времени на решение головоломки, которая недавно позднее пережила своё второе рождение под названием «Проверьте уровень своего развития». А.Тьюринг, основоположник современной теории вычислительных машин, рассмотрел изобретённую С.Лойдом игру в 15 в своей статье о разрешимых и неразрешимых проблемах. П.Хейн рассказывал, что, будучи в гостях у Эйнштейна, видел в книжном шкафу хозяина целую полку забитую математическими забавами и головоломками. Нетрудно понять интерес, который все эти великие умы питали к математической игре, ибо творческое мышление, находящее для себя награду в столь тривиальных задачках, сродни тому типу мышления, который приводит к математическому и вообще научному открытию.

Как играть, чтобы не проиграть?

Игра «Кто раньше назовет число 100?»

Играют двое. Один называет любое целое число от 1 до 9 включительно. Второй прибавляет к названному числу любое целое число от 1 до 9, какое захочет, и называет сумму. К этой сумме первый снова прибавляет любое целое число от 1 до 9 и называет новую сумму и т. д. Выигрывает тот, кто раньше назовет число 100.

Решение. В этой игре начинающий, будем так и называть его: «Начинающий», всегда проигрывает, если его партнер, которого условимся называть «Второй», играет правильно. Нетрудно обнаружить способ игры «Второго», иначе говоря, стратегию Второго, которая обеспечивает ему победу: «Добавляй до числа, кратного 10!» Если, например, начинающий назвал 4, Второй прибавляет 6 и называет сумму 10. Если начинающий прибавит теперь 9 и назовет сумму 19, то Второй прибавит 1 и назовет сумму 20. Ясно, что, как бы ни играл Начинающий, Второй при такой стратегии раньше доберется до суммы 100 и выиграет. Разумеется, если он хоть раз ошибется, то этой же стратегией сможет воспользоваться Начинающий и одержит победу.

Способ игры, обеспечивающий выигрыш одному из игроков в любом случае, как бы ни играл его противник, называется «выигрышной стратегией». В рассмотренной игре выигрышная стратегия имеется у второго из партнеров, а начинающий всегда проигрывает. Выигрышная стратегия — это и есть тот секрет успеха, тот «ключ к победе», обладая которым вы можете выиграть у любого, сколь угодно сильного противника.