Игра – это подражание реальной жизни. Играя, дети учатся жизни, набираются опыта. Игра вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность. Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:
- помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
- обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
- включает в процесс самопознания и самовоспитания;
- воспитывает ответственность, аккуратность, что развивает ребенка к самоорганизации.
Игры раскрывают творческие, организаторские, интеллектуальные и физические способности. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом.
Игра – очень широкое понятие, но в данной работе мы рассматриваем только небольшую его часть – игры интеллектуальные.
Исходя из этого тема моей работы: Интеллектуальная игра – путь к познанию.
До недавнего времени считалось, что умственные способности развиваются по мере роста детей и на 14 году жизни развитие завершается. Но известно и то, что люди из поколения в поколение умнеют, т.е. могут решать все более сложные интеллектуальные задачи.
Умственные способности, говорил С. Рубинштейн, « не могут быть объяснены без учета общественной организации труда и системы образования в общественной жизни».
Возьмем интеллектуальное развитие учащихся старших классов. Задачи 9 и 10 классов требуют от школьников интенсивной обработки все новых и новых проблем. Как правило, эти проблемы нельзя решить на основе уже имеющихся к этому времени умственных способностей: необходимы новые способности и новые знания и установки. Школьников этого периода отличает активная умственная деятельность, при котором происходит интенсивное развитие, повышающее их интеллектуальные возможности.
Исследователи отмечают влияние системы образования на рост интеллекта. Повышение интеллекта происходит в атмосфере, когда все общество уделяет большое внимание образованию и воспитанию молодого поколения.
Всесторонне развитую личность отличают высокий социальный уровень, глубокая человечность, ненависть ко злу, активная борьба за прогресс человечества. Развитие знаний и умственных способностей, конечно, необходимо в наш 21 век, но одного только этого в наше время мало. Творческие личности должны быть социально сознательными людьми.
Для этого важно, чтобы ребенок в соответствии со своим возрастом постоянно занимался чем-либо и приобретал при этом разнообразные навыки, учился общению. Дети, которые много спрашивают и сами экспериментируют, размышляют, гораздо раньше приобретают опыт, навыки и знания.
Развитие мышления стимулируется вопросами. Особенно полезны размышления по поводу вопросов, на которые дети не могут ответить при помощи лишь тех знаний, которыми уже располагают: эти вопросы должны требовать дополнительной информации. В такой ситуации как нельзя лучше подходят интеллектуальные игры.
Интеллектуальные игры – путь к познаниям
Великий русский писатель М. Горький говорил что, « Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны измерять».
Английский этнограф Эдуард Бернетт Тайлор в книге «Первобытная культура» обозначил игру следующим образом: «… Многие из них (игр) суть не что иное, как подражание серьезным занятиям в жизни». Именно подражание или имитация является основой наиболее правильного определения игры.
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны:
Учебные цели:
- проверить уровень полученных знаний;
- стимулировать самостоятельное изучение материала.
Развивающие цели. Развивать:
- коммуникабельность;
- логическое мышление;
- сообразительность.
Для достижения этих целей особенно важно ответственно относиться к подбору вопросов и заданий, а также к организации самой игры.
Играя в интеллектуальные игры участники:
- учатся уважать правила;
- учатся принимать во внимание собственные и чужие действия;
- становятся более терпимыми;
- получают представления о том, насколько важно быть честными и корректными;
- привыкают к мысли, что могут конкурировать с другими, не рассматривая соперника как врага.
Кроме того, в процессе игры дети получают отличную возможность
- развить мышление и творческие способности, способность к концентрации;
- научиться следовать указаниям, принимать решения, разрешать конфликты и проблемы;
- легко и непринужденно общаться с другими.
Все интеллектуальные игры образуют два больших блока – викторины и стратегии. Тестовые викторины являются простейшей формой интеллектуальных игр.