Warning: The use statement with non-compound name 'RexFramework' has no effect in /home/users/fatal/brouzerki.ru/rexframework/system/core/RexRunner.class.php on line 3
Игры-головоломки народов Севера - все подробности. Особенности Игры-головоломки народов Севера, основная информация

Игры-головоломки народов Севера

Игры и головоломки не только развлечение и интересное времяпрепровождение для детей, но для взрослых в минуты их отдыха. У хантов и манси много игр, переходящих в труд; многочисленные молодежные праздники связаны с завершением большого дела. Как и у них, эскимосов, коряков, юкагиров, эвенов и других народностей Севера широко бытовали игры, воспроизводящие различные эпизоды охоты либо отдельные элементы оленеводства. Игры, игрушки, головоломки народа ханты отражают трудовую деятельность охотника, рыбака, оленевода. Существует дифференцированный подход к воспитанию мальчика и девочки. У мальчика воспитывают выносливость, трудолюбие, правдивость, преданность семье. В девочке - хозяйственность, мастерство в приготовлении пищи, изготовлении одежды, обуви, утвари. Первые подарки для мальчика - нож, тынзян, лук со стрелами, для девочки - мешочки с набором сухожильных ниток, кусочками ткани, меха, кожи и бисера. Игры проходят в основном в лесу, у реки, носят произвольный сезонный характер. В плохую погоду в дождь в сильный мороз проводятся дома. Наступает охотничий сезон, взрослые готовятся к охоте. Детские игры отображают это событие: идёт подготовка ловушек, узлов, петлей, выход в лес, изучение лесной азбуки. Дети перенимают опыт погони за зверем, умение обхитрить его, учатся использованию собак в охоте. Обучают мальчиков: метанию тынзяна, прыжки через нарты, метание в цель камней, палок, шишек, колец: борьба, перетягивание верёвки, соревнования в силе. Увлекаются дети играми в оленей и оленеводов. Рано начинают ездить и управлять оленями.

Весной по насту играют в охоту на лося. С 3-4 лет дети начинают ходить на лыжах. Существуют игры с копированием бега лесных животных (зайца, лисы, лося и др.). Мальчики летом играют в городки, лунки, в мяч, метания, поднятия различных предметов. Совместно с девочками мальчики играют в жмурки, «болотную женщину», поиск предмета, в палочки и т. д. В период массового лова рыбы дети помогают взрослым готовить и чинить сети, невода, ловушки, Для игр изготовляют себе небольшие ловушки: морды, сети, фитили и даже небольшой невод. Затем рыбачат с ним. Очень рано, особенно мальчики (с 5 лет), садятся в облас (лодку) и плавают самостоятельно. Игрушки, изображающие оленей, разнообразны: из дерев, брусков, косточки звериной ступни, заячьи задние лапы, кусочки оленьего меха, утиные носы с продёрнутыми дужками от птицы в глазные отверстия. Вместо нарт использовали спичечные коробки, косточки. Лапки зверей, хвосты являются в играх предметами «охоты». Из позвонков щуки, а также из плодов рябины, шиповника делали бусы. Играли корешками и сучками, напоминающими зверьков и птиц. Мальчики мастерили игрушки из дерева - головоломки «Семь лошадей» (или еще ее называют «Стоимостью пяти лошадей»), «Нумасты юнтупсэт» - «для думания игрушки», «Щул вус юх пул» - палочка для пуговичной петли, "Ущмаран вухсар" (хитрая лисичка), «Щел» - деревянные палочки.

А также нарты, морды, волчки-юлы, колыбельки, ножи, музыкальные погремушки (из зоба дичи), бубенчики, трещотки, свистульки, имитирующие голоса птиц, зверюшек. Для этого использовали листья, стебли растений, топкие полоски бересты. Колокольчики, бубенчики, побрякушки служили также для отпугивания злых духов, являлись оберегами детей от сглаза. Игры девочек связаны с куклой. Куклы народа ханты отличаются по изготовлению головы, одежды, Но все куклы делаются без лица, ног, рук. В играх участвуют куклы женского и мужского пола, куклы-дети. Девочки вместе со взрослыми участвуют в заготовке бересты, коры, трав, ягод, дров, в изготовлении утвари-посуды. Учатся выделывать шкуры, плести бисерные украшения, делать сухожильные нитки, шить одежду и обувь. Игры детей - не только развлечение, они имеют большое значение для физического, эстетического, нравственного, умственного и духовного воспитания, развития логического мышления, воспитания настойчивости, самостоятельности, развития памяти.

Предлагаю вашему вниманию игры – головоломки, которые относятся к группе «интеллектуальных», где развивается логика, мышление и творчество. Народы ханты мастерили игрушки - головоломки из дерева:

  • «Семь лошадей» или еще ее называют «Стоимостью пяти лошадей палочка»,
  • «Нумасты юнтупсэт» - «для думания игрушки»,
  • «Щул вус юх пул» - «палочка для пуговичной петли»,
  • «Ущмаран вухсар» – «хитрая лисичка»,
  • «Щел» - деревянные палочки.

Головоломка «Стоимостью пяти лошадей»

Существует легенда о том, как хантыйский охотник загадал эту головоломку русскому купцу, который приехал менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился сделать это в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей, с тех пор эта головоломка так и называется «стоимостью пяти лошадей палочка».

Задача состоит в том, чтобы, не развязывая узлов, переместить обе косточки на одну из веревочек.

Играли в нее в любое время. Количество игроков произвольное. Для игры специально изготавливалась из дерева палочка длиной 40см, шириной 2см, толщиной 1см. Середина и концы ее имели форму полушара с отверстием в центре каждого. Диаметр отверстия 0,8 см. Через отверстие в середине палочки закреплялась верёвочная петля. На концы веревки, длина которой 6 см, нанизывалась деревянная фишка длиной 3-4 см, шириной 2 см, толщиной 0,5 см в форме прямоугольника с закругленными углами. На каждый конец веревки нанизывалось ещё по одной фишке, которыми концы закреплялись через отверстия на концах палочки.

Нужно было, не развязывая веревок, переместить все фишки на одну из веревок. Делалось это так: петля растягивалась, фишка протягивалась через неё, две веревки вместе с нижней петлей вытягивались через отверстие, и затем фишка проходила через петли, петля вытягивалась через отверстие, фишка проходила через петли, петля вытягивалась через отверстие и затем фишка протягивалась через петлю вниз.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию смекалки, логического мышления, внимания; воспитанию настойчивости и выдержки.

«Нумасты юнтупсэт» - «для думания игрушки»

У каждой хантыйской семьи было несколько избушек: весенняя, летняя, зимняя, осенняя. Переезжая к местам промысла, ханты вынуждены были на длительный срок оставлять свои постройки. Для того чтобы лесные звери не разворошили стойбище, приходилось запирать избушки и лабазы. Но заводских замков в те времена не было, поэтому мужчины придумывали свои приспособления. Позже макеты таких замков стали делать специально для развлечений и называть «нумасты юнтупсэт» - «для думания игрушки». Цель игры: Разберите и снова соберите в исходное положение. Предупреждаем, если Вы не запомнили последовательность взаимного перемещения элементов, собрать замок будет гораздо сложнее.

«Щул вус юх пул» - палочка для пуговичной петли

Эта головоломка, как и многие другие, ведет свое происхождение от чисто практических вещей. Каждый мужчина носил на поясе приспособление для развязывания узлов, сделанное из небольшой кости. Оно крепилось к поясу на веревочке хитрым способом. В минуты отдыха дети пытались снять с пояса эту «иголочку». Забава настолько полюбилась, что в дальнейшем «иголочку» стали делать из дерева или кости и крепить к пуговичной петле. Отсюда она и получила название - «Щул вус юх пул» - палочка для пуговичной петли.

На первый взгляд задачка проста: снять палочку с петли, не развязывая узелка. Но тем, кто первый раз знакомится с этой головоломкой, придется поломать голову не один час, а, то и день.

Материал: дерево (или кость), кожа (ровдуга).

«Ущмаран вухсар» (хитрая лисичка)

Эта головоломка имеет сложность, так как, нужно не развязывая ее разобрать на две составляющие части. Нужно хорошо продумать ходы. Для решения этой головоломки.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию смекалки, логического мышления, внимания; воспитанию настойчивости и выдержки.

«Щел» - деревянные палочки.

Существует множество вариантов игры с этими палочками. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые.

Цель игры: собрав палочки, поставив их на ровное место, сделав чум, из этого положения вытаскивая по одной палочке стараться не сломать чум.

Материал - дерево (сосна). Количество палочек в комплекте - 15-20 шт.

Размер: длина от 15 до 20 см., диаметр - 0,5-0,7 см.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию смекалки, логического мышления, внимания; воспитанию настойчивости и выдержки.

«Пивналтуп» (жужжалка)

Детская игрушка, очень проста в использовании. На двойную жилу (нить) в центре закрепляется небольшая деревянная палочка, концы жил берутся в руки, несколько раз закручиваются и затем растягиваются в разные стороны. Палочка начинает вращаться и издавать звуки. Считалось, что эти звуки вызывают ветер. Детям не разрешалось баловаться такой игрушкой, но летом, когда гнус одолевал оленей, и ветер являлся в какой-то мере спасением, детская игра приобретала особый смысл. Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию смекалки, логического мышления, внимания; воспитанию настойчивости и выдержки.

Материал - дерево, капроновая нить

«Ларынщуп» (волчок)

Детская игрушка, сделанная по типу лучкового сверла. Играя такой игрушкой, ребенок развивал мышцы пальцев, точность движений, аккуратность, терпение.

Игрок ставит волчок на ровную поверхность. Одной рукой он удерживает ее в вертикальном положении, а другой начинает двигать вверх - вниз палочку, привязанную к верхней части стержня. Постепенно волчку придается движение, и он по инерции начинает вращаться: то раскучивая веревочку, то закручивая ее вокруг стержня. Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию смекалки, мышления, внимания; воспитанию настойчивости, терпению и выдержки.

Материал: дерево, кожа (ровдуга).

Размер: высота - до 25 см.

«Вулы» (щепной олень) - детская игрушка для мальчиков

Мальчики мастерили щепного оленя из мелких щепок, в этой игрушке, они должны были развивать творчество, мелкую моторику, аккуратность. Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию смекалки, логического мышления, внимания; усидчивости, воспитанию настойчивости и выдержки, самостоятельности, развитию памяти.

Материал: дерево (щепа).

Размер: длина - до 10 см., высота - до 7 см.

«Акань» (кукла) из клюва утки

Изготовлена в соответствии с традициями. Девочки в работу включали всю свою фантазию и творчество, чтобы ни одна из кукол не походила на других кукол. Каждая кукла должна быть индивидуальна.

Использовались сукно, шелк, ситец, кость (клюв утки), бисер, нитки сухожильные (капроновые), нитки шерстяные. Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию смекалки, логического мышления, внимания; усидчивости, самостоятельности воспитанию настойчивости, развитию памяти.

Размер: высота - 12 см.

«Акань» (кукла) из беличьего меха

Эта кукла сделана из шкурки белки, это говорит о том, что ханты в игрушках используют весь подручный материал.

Педагогическое значение игры состоит в развитии смекалки, логического мышления, внимания. Игра способствует воспитанию настойчивости и выдержки, физического, эстетического, нравственного, умственного и духовного воспитания, логического мышления, воспитанию настойчивости, самостоятельности, развитию памяти.

Материал: беличий мех, ткань (ситец), бисер, нитки хлопчатобумажные, сукно, бусы. Размер: высота - 18 см.