Grand Theft Auto

История

Назовите мне хотя бы одного геймера, который не знает что такое GTA. Неужели такие есть?! Думаю, нет. За последние десять с лишним лет сериал Grand Theft Auto не только не потерял своей свежести, но и обрел второе дыхание. В конце этого года выйдет вот уже второе эксклюзивное дополнение к нашумевшей прошлым летом GTA4. Ну а пока множество игроков по всему миру затая дыхание ждут релиз этого самого DLS, мы поведаем вам историю знаменитого сериала. Присаживайтесь поудобней, мы начинаем.

Grand Theft Auto

Дата выхода: 1997 год

В 1997 году геймерская общественность не знала, что по прошествии каких-то десяти лет мир захлестнет волна «жестоких игр». Тогда (в конце 90 годов) по-настоящему кровавые и беспредельные проекты можно было пересчитать по пальцам. Среди этого разношерстного и немногочисленного балагана затесался ничем не примечательный (на первый взгляд) 2D боевичок. Как вы понимаете, речь идет о первой части GTA, сработанной в далеком 1997 умельцами из DMA Design (будущие Rockstar North).

Отличительной чертой Grand Theft Auto (как всей серии, так и игры) была полная свобода действия. Игрок волен выполнять многочисленные сюжетные задания, однако ему никто не запретит просто путешествовать по городу, внося хаос в мирный быт граждан. Но стоит убить одного-двух человек как на хвост главного героя тут же сядет полиция, избавиться от которой ой как непросто. Интересная особенность: в PC версии GTA нельзя было сохраняться. Либо ты проходишь игру в один присест (что очень сложно), набирая максимально большее количество очков, либо не проходишь вовсе. В более позднем консольном релизе проекта возможность сейвиться была добавлена, что порядком облегчило жизнь простым геймерам не желающим проходить игру в режиме нон-стоп.

Несмотря на все условности, первая часть Grand Theft Auto заложила знакомый по сей день геймплейный стержень. Проходят годы, а игровая механика первой GTA до сих пор используется во множестве свежих игр. Не это ли подтверждение тому, что классика не стареет?

Grand Theft Auto: London., 1969

Дата выхода: 1999 год

Спустя два года после выхода первой части в свободной продаже появилось дополнение носящее название Grand Theft Auto: London, 1969. Место действия Лондон, время действия – 60 годы. Вот собственно и все, что можно сказать о London, 1969. Геймплейная механика не изменилась не на йоту. Разве что лондонские бобби (местное название полицейских) слегка уступали в проворности своим американским коллегам. Косметическим изменениям подвергся движок игры. Спрайты стали более опрятные, город более привлекательный. Да и сюжетные задания напрягали гораздо меньше. К приятным мелочам можно отнести превосходно переданную эстетику Лондона с его местным колоритом тех лет. В остальном же Grand Theft Auto: London, 1969 обыкновенный ничем не примечательный аддон вносящий минимум изменений в привычный геймплей. Впрочем, немногочисленным фанатам было достаточно и этого.

Grand Theft Auto 2

Дата выхода: 1999 год

Конец девяностых годов. Время расцвета и взросления игровой индустрии. На сцене появляются мегахиты вроде Metal Gear Solid и Shenmue, а скромная ничем не примечательная DMA Design готовит в своих закромах вторую часть GTA. Не пройдет и пяти лет, как все игровое сообщество будет носить на руках этих ребят. Ну а пока... А пока встречайте – GTA 2. Новая веха в развитии сериала и одна из самых неудачный его частей. Постойте!

Положите на пол арматуру и кирпичи. Нет, игра не была плохой. Все дело в том, что ожидали от нее немного другого. Впрочем, по порядку. Первое что бросается в глаза при запуске второй части, это изменившийся городской антураж. На смену привычного Либерти-Сити пришел новый город всем своим видом напоминающий киберпанк сказки конца восьмидесятых начала девяностых годов. Этому само собой есть объяснение. Дело в том, что разработчики сместили время действия второй части на недалекое будущее, а именно на 2013 год. Вполне понятно, что автомобильный прогресс не стоит на месте. По воле этого самого прогресса (а так же буйной фантазии девелоперов) у геймера появилась возможность апгрейдить свою машину. Пятна машинного масла и встроенная ракетница надолго запомнятся фанатам сериала. Так же как и сохранения, стоимостью в 50 тысяч долларов. В целом игровой процесс GTA 2 ужасно напоминал свою прародительницу, однако были и отличия. Так в городе, поделенном на несколько секторов, действовало множество банд (Zaibatsu Corporation, Loonies, Yakuza, SRS Scientists, Rednecks, Russian mafia, Hare Krishna), для каждой из которых были доступны свои уникальные мисси. В этом-то и была главная загвоздка второй части GTA. Перед выполнением очередного задания игрок должен был тридцать раз подумать – а стоит ли? Ведь преступники на то и преступники, что не способны мирно сосуществовать друг с другом. Работая на одну из местных бандформирований велика вероятность ухудшить отношения с враждующими группировками. Вот такие пироги.

Подводя итог вышесказанному можно с уверенностью сказать – GTA 2 самая неординарная часть сериала. С одной стороны в игре появилась система репутации и куча интересных заданий. С другой – совершенно балаганные нововведения (апгрейд машин, платные сохранения). Все это в купе с морально устаревшей изометрией создают двойственные впечатления от довольно неплохого проекта.

Grand Theft Auto 3

Дата выхода: 2002 год

Первые упоминания о третьей части сериала появились в профильной прессе еще в 1999 году. Тогда проект носил мифическое название Grand Theft Auto 3D и был анонсирован всего для одной платформы PlayStation 2. Немного позже отбросив букву «D» игра приобрела привычное для обывателей название. В 2001 году GTA 3 вышла в свет и сказать, что это был прорыв – значит ничего не сказать! Огромный мегаполис живущей своей жизнью, снующие туда-сюда людишки, подземка, и великое множество внутриигровых заданий в мановение ока покорили сердца геймеров. Такой свободы действия не было ни в одной игре прошлого. При этом GTA 3 сохранила все то, за что любили предыдущие части сериала, отбросив все недостатки присущие GTA 2. Теперь для того чтобы сохранить игру не требовалось платить денег, а дополнительные задания стали куда интересней. Исчезла как вид довольно спорная система репутации. В Grand Theft Auto 3 ненависть тех или иных группировок (будь-то Якудза или же классическая Мафия) зависела от игрового сценария. По мере прохождения игры у главного героя возникали новые союзники, враги и друзья. С переездом на трехмерные рельсы у проекта появился довольно интересный сюжет. История начинается с ограбления банка. Безымянный герой (ваш бедующий протеже) в компании Католины проворачивает довольно незаконную финансовую операцию (иными словами вычищает местное валютное отделение). Под апогей происходящего миловидная с виду сообщница, не пожелав делиться полученным богатством, выпускает в своего кореша несколько пуль. Мир померк... Мигалки, копы...

Проходит какое-то время. Молодой человек в компании других осужденных тихо-мирно едет в неизвестность. Как вдруг на кортеж нападают бандиты. Вот он шанс! Пора начать вторую жизнь – решил Клод (имя главного героя GTA 3 стало известно лишь в San Andreas). Чудом выбравшись из серьезного переплета и окопавшись на окраине Либерти-Сити, наш герой решает начать новую жизнь. Правда Каталина на свободе, а значит, тени прошлого ходят по пятам, а тут еще работа на Сальваторе.

Подстава, месть, разборки с бывшими работодателями, и на этом мы закончим пересказ сюжета Grand Theft Auto 3. Давайте лучше поговорим о более тривиальных вещах. Скажем о недостатках консольной версии проекта, благо их не так уж и много. Сначала стоит отметить ужаснейшую систему автоприцеливания. В 2001 году разработчики только-только начали обкатывать Renderware (движок трехмерных GTA) поэтому ляпы были просто неизбежны. Так при переключении с цели на цель (действие подвешено на «шифты») были нередки случаи полнейшего инфаркта камеры. Геймер был вынужден довольствоваться видом хмурого неба Либерти-Сити, а немного позже безвременной кончиной протагониста всея игры. И все из-за автоприцеливания.

Другой, но не менее важной «траблой» был туман и подгрузка отдельных кусков игровой карты. Поодиночке данные явления особо не напрягали, но слившись воедино, да еще во время какой-нибудь сложной миссии нервов было потрачено немало.

Стоит добавить, что данные проблемы были чужды обладателям PC. Там и с камерой было все в порядке, и тумана было немного. Да и надоевшей подгрузки текстур вместе с целыми кусками игровой локации тоже не наблюдалось. Правда игра сильно тормозила.

Grand Theft Auto: Vice City

Дата выхода: 2002 год

Ox уж этот Вайс сити. Город порока и соблазнов. Сколько людей сложило головы в этом аморальном уголке мира, а скольким еще предстоит возвратиться туда.

Да, вы уже поняли – речь идет о аддоне к GTA 3. Правда, назвать дополнением GTA:VC, не поворачивается язык. Скорее мы имеем дело с очень удачным продолжателем традиций предыдущей части сериала. Итак, вас зовут Томи Версети. Вы только что вышли из мест не столь отдаленных, где провели последние пятнадцать лет своей жизни. Попал Версети туда не случайно. Связь с мафией и убийство не шутки. По всем раскладам Томи грозил смертельный приговор, но местный авторитет (глава семьи Форели) помог избежать главному герою печальной участи рыбьего корма. Вместо этого по выходу из зоны прогатагонисту было поручено важное задание, от провала или выполнения которого зависела судьба клана Форели на берегах солнечного Вайс сити. А именно, проконтролировать сделку по продаже крупной партии наркотиков. Да, более грязной работы и не придумаешь. Тем паче, что сделка срывается по независящим от нашего героя причинам – куча парней в масках расстреливают почти всю делегацию Фарели. Ноги удалось унести только двоим – Томи и Кену Розенбергу. Теперь на «хрупких» плечах бывшего зэка лежит вся ответственность за сорвавшейся круговорот бабла в природе. Чистить образовавшиеся авгиевы конюшни тоже предстоит Томи. По ходу событий господин Версети узнает, что вся эта кутерьма не более чем фикция, которую затеял его бывший босс. Руками нашего героя (а с ним и геймера) Сони надеялся расчистить почву для экспансии города-курорта. Но не тут-то было. Две меткие пули – и бездыханное тело работодателя, а вместе с ним и бывшего друга (Лэнса) покоится на мраморных плитах особняка нового городского воротилы.

Как видите, сюжетец выдался на славу. Но не одним сценарием сильна Вайс сити. С первого взгляда понятно, что над игрой работали, причем работали немало. Косметическим изменениям подвергся движок проекта. Тумана стало меньше, подлатали автоприцеливание, подтянули качество текстур. В общем, ремонт удался на славу. Для своего времени Vice City выглядела очень хорошо. Сочные пейзажи, городской пляж и антураж Майами 80-х пришлись по душе геймерам и они проголосовали рублем (долларом). На данный момент GTA: Vice City является одной из самых коммерчески успешных частей GTA. Впечатляющий автопарк, множество сторонних заданий (от классической «телефонной будки», до развоза пиццы и уличных гонок) и своя неповторимая атмосфера. Если вы не играли в эту игру, то многое потеряли. Тем паче, что ХЬох вариант отличает повышенное качество текстур и возможность загружать в плейлист свои MP3 файлы, формируя тем самым личную радиостанцию.

Grand Theft Auto: San Andreas

Дата выхода: 2004 год

GTA: San Andreas – мифы, слухи, интриги, расследования и скандалы. Сколько игроков со всего света попило кофейку в компании молодой подружки? Что, нет таких? Ой, братцы – не верю. А может быть вы и не слыхивали о Hot Coffee? Вряд ли. Как не крути, а именно с этим вольногуляющим модом у многих ассоциируется Grand Theft Auto: San Andreas. В особенности у политиков и прочих чинуш от народа. Для этих деятелей вся серия GTA является поводом для пиара себя любимых. «Как же так! Это ж аморально!» - воскликнула очередная Хилари Клинтон. Воскликнула, и с ней тут же согласилась добрая половина домохозяек. Такое нельзя показывать детям! А может все-таки стоит? Ведь, несмотря на свой криминогенный подтекст любая игра из данной серии не более чем гротескная зарисовка на общество. С его моральными ценностями и взглядами на жизнь. И если вам не нравится правда, то извольте – играйте в Sims. Ну а мы продолжим свой рассказ.

Итак, на дворе май 2004 года. Все геймерское сообщество замерло в ожидании главной выставки лета – Electronic Entertainment Expo. Отдельной обусобленой кучкой собрались фанаты GTA дожидающиеся свежей информации о San Andreas. Стоит заметить – не дождались. Rokstar просто проигнорировала главную индустриальную выставку лета. Зато потом маленьким ручейком грозящимся перейти в масштабную лавину потекли в профильную прессу первые сведения о чернокожем Карле Джонсоне и его жизни в гетто Лос-Сантоса. Обещаний было множество. Более богатый автопарк с переработанной физикой некоторых транспортных средств, RPG-подобная система прокачки персонажа, улучшенная система автоприцеливания и наконец, целый штат, состоящий из трех городов (Лос-Сантос, Сан-Фиеро, Лас-Вентурас). Забегая вперед отметим, что практически все обещания были выполнены. Физическая модель некоторых автокаров действительно переделана (речь идет о полноприводных монстрах), надоедающая подгрузка отдельных районов канула в лету, автоприцеливание стало намного удобней, и была добавлена прокачка. В зависимости от образа жизни, Карл Джонсон (главный герой San Andreas) мог превратиться в классического американца средних лет (т. е. с весом более 100 килограмм) или же в стройного атлета, от фигуры которого вздыхают все местные киски. В остальном же формула осталось прежней. Много раздолбайства, шуток из разряда ниже пояса и хит готов. Пипл хавает и не замечает, что под маской инноваций ему продали всю туже GTA 3, которая сама является трехмерным аналогом самой первой Grand Theft Auto. Буратинная анимация входит в комплект.

Grand Theft Auto 4

Дата выхода: 2008 год

Об этой игре говорили, ее ждали содрогаясь всем телом. Пожалуй, нет ни одной части GTA, вокруг которой крутилось бы столько слухов. Но вот она вышла и не разочаровала своих поклонников. Для всех остальных людей GTA 4 стала просто хорошей видеоигрой, за которой не жалко провести пару вечерних часиков. В меру инновационной, со своими достоинствами и недостатками. Последних в принципе было не так уж и много. Сразу после релиза геймеры стали жаловаться на постоянные лесенки изображения и довольно длительную подгрузку текстур. С первым приходилось мериться, второе же позже стало лечиться установкой игры на жесткий диск Хbох 360. Не повезло так же обладателям пиратских копий Grand Theft Auto 4. На долю флибустьеров выпали страшенные лаги, которые опять же связаны с длительной подгрузкой текстур.

Что до гемплея, то он со времен GTA3 не подвергся серьезным изменениям. Была убрана спорная система прокачки, появилась вменяемая физическая модель. Да собственно к чему этот рассказ? Наверняка вы уже прошли на GTA 4 несколько раз.

Grand Theft Auto 4 DLC

Вот мы и заканчиваем наш рассказ о вселенной Grand Theft Auto. За многолетнюю историю своего существования, сериал претерпел множество изменений (как визуальных, так и концептуальных), но неизменным остается одно. Дух раздолбайства и вседозволенности – кочующий из серии в серю и из выпуска в выпуск. Этой осенью выходит новое дополнение эксклюзивно-разрабатываемое для консоли Майкрософт. Одновременно с ним на магазинных полках появится диск (Grand Theft Auto: Episodes from Liberty City), включающий в себя оба дополнения. Что ж, это хороший подарок фанатам, которые по тем или иным причинам не имеют доступа в лайв.

GTA на портативках

 

Grand Theft Auto 1 A 2

Первые портативные GTA – что тут еще сказать? Играть можно, временами даже интересно. Упрощенная графика и небольшое расхождение с оригиналом не портят впечатление от до боли знакомого гейм-плея. Для сравнения: карманная вариация Driver получилась более неудачной. Вердикт – для фанатов, остальные пройдут стороной.

Grand Theft Auto Advance

В бой пошла тяжелая артиллерия! Первая полноценная GTA для новенькой на тот момент Advance и невиданное качество проработки! И это притом, что изначально GTA:A задумывалась как обыкновенный порт GTA 3. Но ближе к релизу создатели отказались от идеи переноса первой полноценно-трехмерной Grand Theft Auto на изометрические рельсы. И получилось все замечательно. Большое количество вооружения, знакомые мини-игры и самое главное, переработанное управление. Играть приятно, геймплей затягивает с первых минут и не отпускает очень долгое время. Интересно, но факт – псевдотрехмерный Driv3r, появившийся на GBA какое-то время спустя после релиза полноценной домашней версии «водилы», не получил и десятой доли качества Grand Theft Auto Advance.

Grand Theft Auto Liberty (Vice) city stories

Еще две сильные игры. На 1 этот раз на портативной I платформе от Sony. Для начала поясню, что сподвигло нас объединить две столь не похожие внешне видеоигры в один блок. Подвиг геймплей. Несмотря на внешние различия, эти проекты походят друг на друга как однояйцовые братья близнецы. Да и судьбы у них в целом схожи. Появившись на PSP и получив максимально высокие оценки от профильной прессы, они были портированы на загибающуюся PlayStation 2. Где, в общем-то, и преданы забвению. Что до самих игр, то перед геймерами всех стран и континентов представлена та самая портативная GTA 3, которая должна была появиться еще в 2004 году на Game Boy Advance. И если создатели Advance не пошли по заведомо провальной дорожке, то в данном случае все вышло более печально. Вне PlayStation Portable эти игры не представляют собой ровно никакого интереса. Что не скажешь о нашем следующем герое.

Grand Theft Auto: Chinatown Wars

Так вышло, что самые искрометные из наладонных Grand Theft Auto появляются на платформах фирмы Nintendo. Вначале это была GTA:Adavance, теперь вот Chinatown Wars. Огромный (по меркам портативных проектов) мир, интересные мини-игры с использованием стилуса и безумно интересный игровой процесс в духе канонических частей. Chinatown Wars переняла в себя все то, за что тысячи игроков полюбили GTA. Переняла и воздвигла на совершенно иной уровень. Что еще сказать.... В это нужно играть. В особенности если вы преданный фанат сериала не пропускающей ни одной игры со знакомой аббревиатурой на коробке.