Детские игры в разных странах

Для начала мы познакомились с играми девочек нашей школы, выяснилось, что они любят играть в малом пространстве, чаще всего за партой: в ладошки, в куклы.

А мальчики, как выяснилось, любят играть там, где больше места, где можно как следует подвигаться, побегать.

Мальчики предпочитают игры на улице.

Одна из самых популярных игр – «Птичка на железе». Для этой игры выбирают место, где есть много железных предметов (железяк). Обычно играют человек пять – шесть. Игра записана со слов Донца Алёши, девяти лет.

Сначала выбирают по считалке того, кто будет голить. Обычная используется такая считалка, как «Чекирики-бекирики», под которую ставятся особым образом кулаки всех играющих поочерёдно.

Голящий отходит на три шага в любую сторону, потом пытается догнать любого из игроков. Все убегающие стараются добежать до любого предмета из железа. Если успел дотронуться, то его не трогают, голящий бежит за другим игроком.

Есть похожие игры с предметами из другого материала: «Птичка на дереве», «Птичка на бетонке», правила такие же.

Мы заметили, что в играх девочек почти всегда есть какие-то приговорки, рифмованные фразы. В мальчишеских играх почти не говорят, но зато много двигаются.

Со слов Домбровского Алёши записана игра «Выше ноги от земли».

Играть могут три человека и больше. Выбирается место, где есть много разных предметов, возвышающихся над землёй. Голящий (голя) выбирается по считалке. Тот, к кому подбегает голящий, должен успеть запрыгнуть на какой-либо предмет. Если не успел - сам становится голящим.

В книге «Детские подвижные игры народов СССР» описывается похожая игра- «Пятнашки, ноги от земли». Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой- то предмет.

Илюшкин Валентин (10 лет) рассказал о такой игре, как «Сифа».

В неё можно играть и дома, но лучше на улице. По считалке выбирают голю (сифу).

Для игры нужен мячик или пластмассовая бутылка, которую пинают, чтобы попасть в другого игрока. В кого попали, тот голит, если не попал, то остаётся голей. Пинать необходимо с того места, где остановится бутылка или мячик.

С мячом самое большое количество игр, в которые играют мальчики.

Со слов Жени Козырева десяти лет, записаны игры с мячом, в которых подсчитываются набранные баллы. В названии этих игр обязательно есть какое - то число.

Это такие игры, как «Тридцать три», «Минус пять», «Двадцать пять».

Игра «Тридцать три»

Смысл игры – попасть мячом в баскетбольное кольцо.

Особенность состоит в том, чтобы кидать мячом с того места, где поймали мяч или где он упал. Играют два человека и больше. Кто попадает, тому насчитывается три очка, и так за каждое попадание. Если игрок набирает тридцать три очка, игра начинается сначала. Если не попал в кольцо с первого раза, то в игру вступает следующий игрок. В эту игру можно играть на что-либо: если один из играющих меньшее количество раз попал в кольцо, его могут заставить отжаться от пола столько раз, насколько он отстал по набранным очкам.

Игра «Минус пять»

Смысл игры так же заключается в том, чтобы игрок попал в кольцо мячом. Игрок кидает мячом с любого места. Если он попал, то следующий встает на это же место.

Если не попал, то набирает минус один. Кто набирает минус пять, тот выбывает из игры.

В игре «Двадцать пять» выигрывает тот, кто большее количество раз набивает мячом на стопе, на колене, на кулаке, на голове и всё по 25 раз.

Судя по этим играм, для мальчиков характерно соревнование, выявление самого ловкого и меткого.

Эту мысль подтверждает такая игра, как «В короля».

От центра кольца в полукруг на расстоянии трёх метров ставятся «точки» (любые предметы). Кидать в кольцо нужно, начиная с первой точки. Если игрок попал, то он может выбрать самую удобную позицию (прямо напротив кольца – там называется «сухо»).

Если не попал, то переходит на самую невыгодную позицию (сбоку от кольца - мокрое) и считается, что после первого промаха утонул «по пяточку». Если не попадает и дальше, то «тонет» по косточку, потом «по колено», потом «по шею». И если совсем утонул - значит, проиграл, выходит из игры.

Король выбирается путём соревнования. Кто первый попадает в кольцо, тот и король. Если таких игроков получается несколько, то они соревнуются уже между собой до победителя – короля.

Король может поймать мяч, брошенный другим играющим в кольцо. Если «король» такой мяч поймал, то тот игрок идёт на «мокрое». Если не поймает король такой мяч, то игрок остаётся на месте. Тот, кто доходит до центральной точки, может попасть в кольцо и стать новым королём. Игр с мячом очень много. Мы узнали, что такие игры одни из самых древних. Они развивали ловкость и глазомер.

«Московские прятки»

В эту игру может играть от трёх игроков и больше. Интереснее, когда много игроков.

Выбирается место, где нужно «застучаться» (прикоснуться к какому- то предмету).

Голя определяется либо по считалке, либо по соревнованию (например, кто последним пробежит дистанцию в пять метров). Голя отворачивается к стенке. Кто-то из игроков задевает голю один раз и спрашивает, сколько кругов пробежать. Голя поворачивается и пытается угадать, кто его стукнул. Если угадал, кто его задел, то тот и пробегает названное количество кругов. Если не угадал, то бежит сам голя. Пока голя бежит, остальные прячутся. Если голя кого - то заметил, то ему нужно подбежать к выбранному месту и сказать: «Туки-туки-та» и назвать имя замеченного игрока. Такой игрок становится голящим.

Если игрока не заметили, он должен подбежать к этому же месту и сказать: «Туки-туки-та, за себя!».

Благодаря словарю Брокгауза и Ефрона мы узнали, что детские игры существовали почти у всех народов. У греков почти в каждом городе были особые дома для детских игр (гимназии), особые законы и учителя для игр. В Греции игры предназначались только для мальчиков.

Детские игры у римлян носили военный характер. В средневековье игры считались "выплясыванием перед дьяволом", но иногда школьникам разрешалось играть в бабки, палки, обручи.

У детей рыцарей игры носили характер военных римских игр.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что первыми возникли именно игры мальчиков. Нужны были эти игры для того, чтобы мальчики вырастали ловкими, сильными, имели силу воли, были меткими и смелыми, будущими воинами.

Недаром до сих пор самой любимой игрой мальчиков остаётся игра «В войнушку». Одна из таких игр записана со слов Турушева Вадима, 10 лет.

Играющие обычно делятся на две команды. Есть такой способ: На земле чертится прямоугольник, который делится на два квадрата. Каждый игрок встаёт спиной к этим квадратам. Внутри каждого квадрата пишется первая буква имени выбранного командира. Игрок, не глядя, топает ногой в одну из сторон прямоугольника и становится участником той или иной команды, в зависимости от буквы имени одного из командиров. Подсматривать нельзя. Буквы можно незаметно менять местами.

Командиры договариваются, сколько «жизней» будет у игроков, каким оружием будут сражаться. В качестве оружия может выступать любая палка. Все разбегаются и начинают играть. На игры современных мальчиков оказали влияние компьютерные игры.

Мы спрашивали взрослых мужчин, как они играли в войнушку. Со слов Хлобыстова Игоря Геннадьевича (38 лет) мы узнали следующее:

В семидесятых – восьмидесятых годах делились обычно на красных и белых или на русских и фашистов. Белыми и фашистами быть особо никто не хотел, им обещалось, что они будут красными или русскими в следующий раз. Командирами становились негласные лидеры. Оружие часто делали сами: выстругивали из дерева винтовки, автоматы и ножи или играли обыкновенными палками.

Цель игры – победить противника: «перестрелять» или «взять в плен». Необходимо незаметно подобраться к противнику и изобразить звук стрельбы, крикнуть, что противник «убит». Побеждает та команда, в которой остаётся больше бойцов. Играть можно было трём мальчикам и больше. Играли обычно возле дома или в лесу. Иногда строили землянку или шалаш, выкапывали пещеру в песчаном берегу, про это никто не должен был знать из другой команды.

Часто в ход шли гранаты, которыми служили целлофановые пакеты или свёрнутые газеты, которые набивались дорожной пылью, сухим песком или опилками.

Мы обратили внимание на то, что мальчики семидесятых-восьмидесятых годов играли в красных-белых, в русских-фашистов, в разведчиков, в индейцев, в зависимости от кинофильмов, которые шли в доме культуры. Любимыми фильмами были: «Неуловимые мстители», «Семнадцать мгновений весны». Мальчишки брали себе подпольные клички, делали удостоверения личности, прятали записки в тайниках. Любили играть в местах новостроек или заброшенных домов.

В отличие от игр девочек, игры мальчиков связаны с риском, освоением новых территорий.

В книге С.К. Якуба «Вспомним забытые игры» упоминаются такие же игры: в «красных и белых», «наших и фашистов», в которые играли дети послевоенного времени.

И авторы книг, и живые люди утверждают, что игры готовят мальчиков к взрослой жизни. Игры закаляют волю, дают уверенность в своих силах, развивают ум и сообразительность, смелость и выдержку, чувство справедливости, крепкое здоровье.